Экосистемы. Зачем нужен CRM-маркетинг курортам?

Автор: Ольга Майборода

Опубликовано: https://vc.ru/marketing/1283963-ekosistemy-zachem-nuzhen-crm-marketing-kurortam

В этой статье расскажу о том, как и зачем запускалась программа лояльности "РОЗА БОНУС" на курорте Роза Хутор.
Горный курорт Роза Хутор является одним из самых популярных туристических направлений в России. Он известен своими современными удобствами и разнообразными развлечениями, что делает его привлекательным для туристов круглый год. В этой статье я расскажу, как на курорте выстраивается экосистема, и как важную роль в этом играют программа лояльности и CRM-система.


Сочи, известный своими мега-событиями, такими как Олимпиада 2014 года и Чемпионат мира по футболу 2018 года, превратился в туристический центр с развитой инфраструктурой. Эти события стимулировали модернизацию города, развитие спортивных и развлекательных центров, а также рост международных и российских гостиничных операторов. В условиях пандемии COVID-19 и экономических санкций спрос на внутренний туризм продолжает расти, что подталкивает к дальнейшему развитию туристической инфраструктуры.


Конкуренция растет

Конкуренция среди курортов "Роза Хутор", "Красная поляна" и "Газпром" особенно остра. Стоимость отдыха на курортах высокая, поэтому ключевыми факторами борьбы за клиента становятся: развитие инфраструктуры для туризма и горных лыж, качество сервиса и разнообразие развлечений. Сочинские курорты обладают самой протяженной зоной катания в России — 177 км, а также самым современным комплексом канатных дорог и освещенными трассами для вечернего катания. Такое техническое оснащение превосходит многие европейские курорты.К 2025 году все курорты объединит сеть соединительных канатных дорог и единая пешеходная зона, а к 2029 году откроется новая автомобильная многополосная трасса Джубга-Сочи и четвертый горный курорт с трафиком 1,5 млн человек в год. Эти перспективы требуют от каждого курорта активной борьбы за туристов, что делает собранную клиентскую базу, эффективную стратегию коммуникаций и высококлассный сервис ключевыми точками роста.


Экосистема "Роза Хутор"
Экосистемы. Зачем нужен CRM-маркетинг курортам?
Экосистема бренда - это клиентоцентричная бизнес-модель, которая помогает понять, что именно нужно клиентам и как наиболее эффективно выстроить набор сервисов и услуг под их потребности.
Цель экосистемы — сделать так, чтобы гости могли получить от турбизнеса все, что они хотели за время своего отпуска.
Так, многие туристы уже знают бренд курорта “Роза Хутор” - именно на его склонах проходили соревнования по горным лыжам и сноуборду зимней Олимпиады 2014.
Сегодня это всесезонный курорт, на котором зимой и летом активно отдыхают туристы, пользуясь различным спектром услуг: от отелей и ресторанов до медицинских центров и салонов красоты. Что уж говорить о том, что в течение всего года здесь проходят спортивные, музыкальные и зрелищные фестивали: Rosafest, AFP Snow Edition, New Star Camp и т.д. Управление всей этой экосистемой осуществляется администрацией курорта.
Давайте поговорим о преимуществах экосистемы, чтобы стало понятнее, для чего она необходима:
Сильный бренд: единый и узнаваемый бренд создает положительное впечатление у клиентов, объединяя качество, удобство и высокие стандарты сервиса.
Полная информация о клиентах: сбор данных о поведении и предпочтениях клиентов позволяет предлагать им персонализированные услуги, что увеличивает их удовлетворенность и лояльность.
Рост лояльности клиентов: когда ожидания клиентов оправдываются или превышаются, они становятся постоянными посетителями и рекомендуют курорт другим.



Роль CRM-системы и программы лояльности

Запуская в 2023г. CX-платформу PremiumBonus и новую программу лояльности “РОЗА БОНУС”, бизнес ставил перед собой цель - создать клиентоориентированную бизнес-модель, которая увеличивает время пребывания гостей на курорте и возврат их на следующий сезон.
И это получилось. CX-платформа сегментирует гостей, ориентируясь на их паттерны поведения, возраст, семейное положение, активность. Это помогает выстроить рекомендации услуг и развлечений, учитывая их потребности. После этого подключаются автоматические коммуникации, которые включают в себя: рекомендации услуг, оповещения об акциях или напоминания о событиях, информация о работе курорта, акции и персональные предложения. Всё зависит от потребностей пользователя. Для связи используются SMS, push-уведомления, email и планируется подключить со временем сообщения в телеграмм-боте.
В конце отдыха у гостя обязательно запрашивается обратная связь о качестве услуг и сервиса. Используя эту информацию, CX-платформа измеряет показатели удовлетворенности (NPS / CSI) и поддерживает коммуникацию c клиентом при возникновении проблем.
CRM-системы постоянно развиваются, чтобы отвечать запросам бизнеса. Сейчас самая перспективная область развития - это инструменты машинного обучения и искусственный интеллект. Как он может помочь курорту?


Loyalty AI - нового модуля CX-платформы PremiumBonus на базе искусственного интеллекта, который меняет подход к маркетингу и управлению клиентским опытом. Он использует инструменты машинного обучения для анализа клиентских данных, что позволяет с высокой точностью (75% и более) предсказывать поведение покупателей - их вероятные покупки и отток. Этот инструмент, взаимодействуя с гостем курорта может выстраивать коммуникацию так, чтобы сделать отдых еще более интересным для гостя - это может значительно увеличить средний чек и LTV, оптимизировать расходы на маркетинг. Для полноценной работы этого модуля нам потребуется 1-2 года, чтобы накопить информацию о поведении гостей в разные сезоны и на основе этих данных выстраивать новые коммуникации.

- Илья Усов Founder, CEO компании PremiumBonus


5 факторов успешной экосистемы:

Сильный бренд, с успешной стратегией развития и позиционированием, привлекающий целевых клиентов и партнеров.
Большая и активная клиентская база, которая является основным фактором для бизнес-партнеров.
Множество партнеров — более 20 различных бизнесов на одной территории под единым брендом.
Обширная география — внедрение инструментов, позволяющих клиентам использовать или накапливать бонусы в других местах через фирменные точки продаж и кросс-маркетинговые акции.
Автоматизация маркетинга и коммуникаций для всех бизнес-партнеров.
Автоматизация маркетинга.

Автоматизировать маркетинг Роза Хутор начала давно: собиралась клиентская база на сайте и в мобильном приложении, социальных сетях. Регулярно ведутся e-mail рассылки и привлекаются новые подписчики в соцсети, активно размещается наружная реклама и кросс-акции с сильными брендами.
Однако, для успешного развития экосистеме необходима глубокая аналитика продаж и поведения клиента, а также программа лояльности для стимулирования активности гостя во время отдыха и повторных визитов, рекомендаций курорта друзьям.
На курорте Роза Хутор в декабре 2023 года была запущена CX-платформа и новая программа лояльности, единая для всех бизнесов и партнеров программа лояльности.

Она позволяет гостям получать бонусы и списывать их на покупки во всех точках продаж (рестораны, отели, билетные кассы, магазины). А акции помогают перенаправлять клиентов в те точки продаж, где ощущается нехватка трафика. Такая автоматизация процессов существенно облегчает управление бизнесом и делает его эффективнее, а так же контролирует расходы на маркетинг лояльности.





Автоматизация маркетинга.


Автоматизировать маркетинг Роза Хутор начала давно: собиралась клиентская база на сайте и в мобильном приложении, социальных сетях. Регулярно ведутся e-mail рассылки и привлекаются новые подписчики в соцсети, активно размещается наружная реклама и кросс-акции с сильными брендами.
Однако, для успешного развития экосистеме необходима глубокая аналитика продаж и поведения клиента, а также программа лояльности для стимулирования активности гостя во время отдыха и повторных визитов, рекомендаций курорта друзьям.
На курорте Роза Хутор в декабре 2023 года была запущена CX-платформа и новая программа лояльности, единая для всех бизнесов и партнеров программа лояльности.

Она позволяет гостям получать бонусы и списывать их на покупки во всех точках продаж (рестораны, отели, билетные кассы, магазины). А акции помогают перенаправлять клиентов в те точки продаж, где ощущается нехватка трафика. Такая автоматизация процессов существенно облегчает управление бизнесом и делает его эффективнее, а так же контролирует расходы на маркетинг лояльности.


Трудности запуска:
Интеграция с разными кассами. Где-то интеграция проходит быстро - есть уже готовые модули, которые активируются на кассах (IIKO, R-keeper, 1С). Есть средней степени трудоемкие процессы интеграции CRM c корзиной покупок на сайте и в мобильном приложении, с электронными картами. Основные сложности интеграции сосредоточены там, где стоит иностранное кассовое ПО - тут приходится разрабатывать все с нуля, проходя долгий путь согласования и доработок. Поэтому внедрение CRM систем происходит постепенно, по времени примерно полгода-год.

Обучение персонала. Начинать обучение необходимо с менеджмента. Убедить в полезности и представить CRM-систему как инструмент для удержания гостя и увеличения срока его пребывания на курорте. Далее требуется обучение кассиров и официантов, чтобы показать как проводить на кассе операции со списанием и начислением бонусов, а также дать им простые скрипты на всевозможные вопросы клиентов.

Сбор новой базы клиентов. Это первое, на что нужно обращать внимание после старта программы лояльности. Старая база - это, как правило, 70% потерянных клиентов, которые очень давно не активны. Поэтому необходимо подключить к CRM как можно больше каналов регистрации клиентов: сайт, мобильное приложение, электронная анкета, чат-боты, регистрация на кассе, реферальные ссылки. В первое время придется заниматься отслеживанием эффективности каналов регистрации, улучшением их юзабилити, настраивать акции, стимулирующие оформляемость карт.
Создание превосходного клиентского опыта.

Курорт Роза Хутор стремится повысить качество сервиса, автоматизируя многие рутинные задачи, такие как покупка услуг, отзывы, напоминания о визитах и рекомендации. Весь этот процесс интегрирован в систему, которая помогает отслеживать удовлетворенность гостей. Теперь узнать, что думают клиенты о качестве обслуживания, можно через автоматизированные опросы и отзывы, которые анализируются в CRM-системе.
Чтобы создать высокие стандарты обслуживания, важно понимать ожидания клиентов. Лучший способ — автоматизировать опросы и включить их в программу лояльности, предлагая клиентам вознаграждения за их отзывы. Это не только повысит доверие, но и покажет гостям, что их мнения действительно влияют на улучшение сервиса.

Преимущества и риски
Клиенты не сразу покидают экосистему, если сталкиваются с проблемами, так как смена сервиса требует усилий. Если вы один раз предоставили плохой сервис, — это могут простить. Однако постоянные ошибки приведут к негативным отзывам в интернете и соцсетях, что навредит репутации бренда. Поэтому важно своевременно выявлять и решать проблемы, чтобы система работала эффективно и оправдывала вложения.


Опросы и отзывы
Регулярные опросы удовлетворенности показывают, что 12-20% клиентов охотно делятся своими впечатлениями. Негативных отзывов обычно немного (1-3%), но они содержат важную информацию, которая помогает исправлять проблемы в обслуживании, выявлять неработающие сервисы на сайте и приложении, а также экономить деньги, исправляя ошибки в автоматических рассылках.
Резюмируя: внедрение автоматизации и активная работа с обратной связью помогают Розе Хутор не только улучшать качество обслуживания, но и удерживать клиентов, обеспечивая высокий уровень доверия и удовлетворенности.


Планы по росту выручки в экосистеме
Для увеличения выручки в экосистеме важно смотреть на окупаемость инвестиций в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Это можно посчитать в математической модели, которая учитывает:

  • Рост маржинальности — экономия на обслуживании клиентов через автоматизацию, оптимизация затрат на рассылки, уменьшение скидок и бонусов.
  • Увеличение конверсии — улучшение обработки лидов из рекламы.
  • Рост среднего чека — предложения, акции и продажа дорогих услуг и товаров.
  • Повторные визиты — возвращение клиентов в разные сезоны.
  • Рост клиентской базы — расширение и активные коммуникации.
  • Для оценки эффективности экосистемы используются метрики CRM-маркетинга:
  • Lifetime value / LTV (ценность клиента)
  • Net Promoter Score / NPS (приверженность бренду)
  • Customer Satisfaction Index / CSI (удовлетворенность)
  • Churn Rate / Retention Rate (отток /удержание)
  • А/В-анализ для измерения чистой выручки от акций.
  • Оценка эффективности программы лояльности
Программа "РОЗА БОНУС" показала прирост выручки по картам лояльности уже в первые месяцы, благодаря авто-рассылкам и акциями. Мы заметили рост среднего чека и количества покупок у гостей за период отдыха гостей с картами лояльности.
Затраты и доходность платформы ежемесячно контролируется и за 2-3 года программа лояльности должна окупить инвестиции в CRM-маркетинг, учитывая сезонность и цикл покупок.
Программа лояльности стала бескомпромиссным инструментом в реализации маркетинговой стратегии, одной из целей которой было направления трафика в онлайн.
Отдельно стоит отметить положительный тренд по увеличению выручки, напрямую связанный с отказом от прямых скидок, увеличением среднего чека и количества транзакции на одного гостя.

Дополнительный профит от интеграции программы лояльности - прозрачность CJM гостя на курорте. Теперь мы имеем возможность отслеживать поведенческие особенности разных сегментов гостей и на основании данных принимать решения о персонализации стратегии обслуживания гостей.
Сейчас в CX-платформе собираются данные для детальной оценки фактического LTV гостей , и по прошествии полного сезонного цикла мы сможем оценить и этот показатель!

- Николай Комолов. Директор департамента маркетинга горного курорта


Будущее экосистем

Сейчас крупный бизнес активно внедряет цифровые технологии: CRM-системы, искусственный интеллект, предсказательную аналитику. Эти технологии помогают лучше понимать предпочтения клиентов, прогнозировать их поведение и управлять экосистемами.
В заключении хотелось бы отметить, что растущие требования к цифровому маркетингу создают высокий спрос на специалистов по CRM-маркетингу. Инвестирование в их развитие, обучение и мотивацию становится стратегически важным для компаний. Обучение ключевых сотрудников основам CRM-маркетинга, повышение квалификации и создание корпоративного университета для передачи знаний внутри компании — это неотъемлемая часть успешного управления экосистемой в будущем.

S